— Бабицкий, — спрашивает один из них, — меня не помнишь?
Я вглядываюсь, но нет, память молчит.
— Нам сказали, что журналисты приехали, мы решили посмотреть, кто такие, и сразу тебя узнали. Мы виделись в ставке Дудаева в первую войну.
Новые старые знакомые везут нас на окраину села к лесному массиву, где мы выходим из машины и километр идём по тому, что они называют пробитой дорогой — это значит, что лесной непролазный грунт просто проутюжил трактор. Они приводят нас к памятнику погибшим пограничникам. В 1996-м пятерых солдат-срочников похитили в Ингушетии боевики, привезли в Бамут и расстреляли. Пограничники установили в память о них стелу со звездой.
— Никто ни разу даже не подумал осквернить этот обелиск, — торопливо, перебивая друг друга, говорят бывшие дудаевцы, — мальчишки здесь летом купаются, люди приходят отдохнуть, шашлыки пожарить, а всё в целости-сохранности.
Почему они хотят сказать нам именно это? А просто таким способом нам пытаются объяснить, что они нам свои, и мальчишки наши — ваши, любители шашлыков — ваши, все 400 жителей села — тоже. Я спрашиваю людей, когда-то воевавших против России, повторится ли то, что было, не двинутся ли вновь чеченцы на поиски своего отдельного от российского жития, не дремлет ли под спудом жажда независимости.
Ни в коем случае, отвечают. Никто больше не захочет пережить всего ужаса войны, смерти десятков тысяч близких и неблизких, распада собственного уклада и всех основ жизни, собственного превращения в одичавших, потерявших разум и человечность существ. Хотите верьте, хотите нет: два немолодых мужика не врали, ни на грамм не слукавили. Они именно так думали, вглядываясь во внезапно подступившее из прошлого небытие. В этом я потом убедился окончательно, встречаясь, говоря с другими людьми. Таков, как мне кажется, общий настрой в чеченском обществе.
Отсюда
А Израиль со своим подходом к "гоям" даже близко не может подойти к интеграции арабов (израильских граждан) в израильское общество как это сделали русские с чеченами. Знаете почему? Потому что не только сами евреи арабов не считают своими, но и правительство идет на поводу у гнилого националистического исключительства, считая арабов не совсем гражданми и никто даже не пытается как-то переломить этот подход. Да, им дают пособия, им живется сильно лучше, чем родственникам на территориях, но они все равно ЧУЖИЕ и это в теократически-националистическом обществе всячески подчеркивается. Вот в чем разница между Империей и национальным государством: мне, еврею по происхождению и русскому по самоощущению это понятно, чеченцам понятно, большинству русских понятно, а всяким ревнителям чистоты расы из Ашкелона и "Азова" - непонятно. Когда для женитьбы еврею на нееврейке нужно выезжать на Кипр - что-то сгнило в Земле Обетованой.
Дикси!