kilativ (kilativ) wrote,
kilativ
kilativ

Categories:

Про долги.

Originally posted by astikhin at Про долги.



На прошлой неделе в средствах массовой информации прошла новость о том, что Министерство финансов РФ погасило долг СССР перед Кувейтом


Министерство финансов РФ объявило о погашении задолженности по обязательствам СССР перед Кувейтом. Как отмечается в пресс-релизе ведомства, советский долг был выплачен еще 26 апреля, однако информация об этом опубликована только вечером 20 мая.

В соответствии с соглашением, Россия погасила 1,1 миллиарда долларов задолженности денежными средствами, а долг по начисленным процентам (620 миллионов долларов) был отдан поставками российской высокотехнологичной продукции.


Естественно, что такая новость вызвала бурю обсуждений и комментариев в стиле "мы всем долги списываем, а нам никто не делает такого одолжения". При обсуждении проблем "долгов третьих стран перед СССР", а ведь именно про них идет речь в подобных комментариях, необходимо внести некоторые уточнения.

Для начала, нужно сказать, что при исчислении долгов третьих стран перед СССР возникает путаница - дело в том, что было несколько вопросов, сильно осложнивших жизнь при попытках взыскать долги с неплательщиков.

Во-первых, страны должники, такие как Алжир, Куба, Камбоджа, Лаос, Ливия, Монголия, Никарагуа, КНДР, Сирия, Вьетнам, после распада СССР *отказались признавать* долги, мотивируя это тем, что долг является "политически мотивированным" и, следовательно, его следует "обнулить". Подобная история хорошо известна в нашей стране, когда после 1917 года большевики не признали царских долгов (перед Францией, к примеру) и только в 1997 году *по специальному соглашению* с французской стороной была проведена выплата по "царским" долговым обязательствам. Т.е. когда речь идет про урегулирование "долгового вопроса" необходимо понимать, что в решении этого вопроса участвуют, как минимум, две стороны, одна их которых жаждет *получить* деньги, а вот другая сторона еще должна согласиться *признать* и *оплатить* этот долг. Ясное дело, что при смене "вывески" (СССР -> РФ) страны-должники не приминули воспользоваться случаем и "прикинуться дурачками", делая вид, что *готовы* оплатить долг только в адрес СССР. Ну а раз такой страны больше нет, то, дескать, извините - разговора не будет.

"Дружественная" Куба, кстати сказать, так и делала достаточно долгое время:


The Paris Club reported that Cuba owed its members $30.5 billion (19.0 billion pounds) at the close of 2010, but more than $20 billion of the debt was in old transferable Soviet rubles that Russia now claims but Cuba does not recognise.


Во-вторых, 95% долгов третьих стран перед СССР были номинированы в инвалютных рублях и только 5% долгов были номинированы в иностранной валюте (доллары США, немецкие марки, фунты стерлингов). Этот момент привнес дополнительную путаницу, так как после краха СССР было непонятно по какому курсу и в какой валюте вести учет долга. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять одну простую вещь - использовать "официальный" курс 60 копеек СССР за один доллар США в здравом уме никто не будет (если точнее, то курс признали, но с большой скидкой)


Russia’s loans to developing countries involve the complex issues of exchange rate and debt rescheduling. Russia took over the rights to the external loans provided by the former Soviet Union and those loans were mostly denominated in rubles. When the Soviet Union extended loans to developing countries, the ruble was strong against the dollar with the exchange rate of 0.6 ruble per dollar, but the ruble value plummeted with the collapse of the Soviet Union and the ensuing economic crisis. The problem of applying adequate exchange rate for the ruble- denominated loans became a serious issue between the lender and borrower states.


В-третьих, большинство контрактов на поставку со стороны СССР касались различных систем вооружений и связанных с ними "расходных материалов". Но как только политическая ситуация в мире изменилась - страны-должники стали говорить, что "военные долги сделаны предыдущим режимом и мы ничего платить не будем". Более того, даже после вступления Российской Федерации в Парижский клуб в 1997 ситуация не изменилась к лучшему - по правилам этого неформального "клуба кредиторов" к реструктуризации не принимаются "военные долги". Это достаточно известный факт и, к примеру, в 1991 году за поддержку в "Войне в Заливе" Египту списали достаточно крупный долг, включая "безвозвратные" военные долги:


At the beginning of 1991, Egypt was burdened with over $55 billion in foreign debt to governments, commercial banks and private institutions, with approximately $12 billion owed to the United States. In November 1990, the "Paris Club" consortium of creditor nations rejected an Egyptian request to refinance its debt, demanding prior "liberalization" of Egypt's economy. In February 1991, however, at the height of the Gulf war, the United States announced that it would write off Egypt's $6.7 billion debt for foreign military sales. The balance of Egypt's debt to the United States, some $5 billion, is authorized to be paid over twenty years on favorable terms that include a four-year grace period and a heavily subsidized interest rate. The U.S. action appeared to be a reward for Egypt's role during the Gulf crisis and its "Thousand-Day Plan," announced in late 1990, to liberalize its largely centralized economy. The six-nation Gulf Cooperation Council (GCC) joined the U.S. action, writing off over $7 billion of additional debt. Later, after Egypt agreed to implement an IMF economic program, the Paris Club agreed to forgive up to half of the $20.2 billion that Egypt owed its member nations.


Такая же ситуация повторилась с Ираком, когда начались ссылки на "военный режим Саддама Хуссейна, наделавшего кучу долгов и напокупавшего ненужного оружия":


Iraqis, in general, are contemptuous of the idea that loans made to Saddam Hussein's government should be repaid. Much of that debt was contracted for purposes such as purchasing military equipment that was used to invade neighboring countries, which is not a spending priority that the Iraqi people voted to pursue. Iraqis and international campaigners argue that much of Iraq's debt is in fact "odious"—a category of debt that should not be repaid because the loan proceeds were used against the interests of the indebted country's population. "Odious debt" need not be written off or forgiven; it is simply not owed at all because it is illicit in nature. A number of legal precedents on odious debt exist, but from a strictly legal point of view, authorities such as the Paris Club are under no obligation to apply the precedents or even to take them into account.


Поэтому когда начинается обсуждаться вопрос долгов третьих стран перед СССР нужно помнить - бОльшая часть этих долгов были номинированы в рублях, что и вызвало трудности с его дальнейшей оценкой. Что касается долгов, номинированных в иностранной валюте, то эти долги никуда не делись и оплата долга Кувейту прямое тому подтверждение.
Tags: Россия, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment