Каждый год, что я приезжаю в свой родной город, он не прекращает меня изумлять. В этот раз я провел немало времени на ногах, обходя старый город и гуляя по улицам Коломны. Больше всего меня поразило то, что Кремль не только жилой, но жилые дома органично вписаны в музейный ансамбль города. Большинство домиков внутри Кремля и в старом городе приведены в порядок, причем никакого новостроя там нет, все дома такие, какие они были с 17 века! При этом ничего не осыпается, хотя кое-где идет ремонт. Город полон небольших музеев, каких-то галерей искусств, лавок с сувенирами. Помимо музея пастилы, где мы таки купили себе подарков, мы были в музее коломенского калача. Естественно, можно попасть внутрь всех коломенских церквей, включая ту, где венчался Дмитрий Донской и Успенский Собор - кафедральный собор нашей Метрополии (Коломенской и Крутицкой). Есть экскурсии на территорию действующего Ново-Голутвинского женского монастыря. Погода тоже была изумительна - солнечно, тепло, но и ветрено, так что было не слишком жарко. Для машин предусмотрено немало парковок, которые при этом абсолютно бесплатны. Кормежка не слишком дешевая, но весьма вкусная, если есть в местном ресторане.
Потом у меня была поездка на трамвае и прогулка по улице Гагарина до родного дома. Трамваи двух типов: такие как в Москве и БОЛЕЕ НОВЫЕ. Представляете? Трамвайный парк новее московского! Проезд стоит демократические 24 рубля - как в Купавне по городу. Ходят трамваи строго по расписанию, в чем мы лично убедились. Улица Гагарина оказалась не только очень чистой, но и частично пешеходной - тротуар расширили до ширины проезжей части (благо место есть), при этом проезжая часть осталась прежней. Горбольница (где я родился 40 лет назад) внешне выглядит ухоженной, стадион Авангард - отремонтирован. Городской парк из заросшего бурьяном полулеса, который я помню с 70-х стал именно парком, в котором ПОДСТРИЖЕНА ТРАВА. Аттракционы, включая колесо обозрения, на месте, фонтан, в который мы с пацанами лазали в 1980-м - тоже, все они работают.
Что касается промышленности, то Коломна это не просто туристическое место, как какие-нибудь отманикюренные курорты Испании или Греции. Коломзавод работает в три смены - всё для фронта, всё для победы. Помимо локомотивов для РЖД этот гигант делает дизельные установки для нашего флота. На флот (в основном) работает и единственная в стране канатная фабрика. ЗТС (завод тяжелых станков) так и не оправился от кризиса 90-х, так как работал всегда под заказ, но жизнь всё же теплится в 3 из 18 цехах и всё может быть отыграно назад в виду санкций. Цемзавод Holcim работает по полной программе. Туда такой конкурс, что даже рабочих в цеха берут непременно с хотя бы рудиментарным знанием немецкого. На оборону работает и КБМ (Конструкторское Бюро Машиностроения), попавшее только что под санкции. За рекой строят цеха (с нуля) для разворачивания производства "Искандеров", так как предприятие в Нижнем Новгороде не справляется с объемом заказов. Я спрашивал у своего дяди (он местный мент с 35 летним стажем), как насчет кадров и с удивлением узнал, что это теперь не такая уж и проблема - в городе несколько техникумов, заточенных именно на местные заводы и туда стекается молодежь не только с Коломны, но даже с окрестных депрессивных городов типа Озёр и Луховиц.
Из негатива - цены на недвижимость. Из за процветания города, они там, мягко говоря, высокие. Вроде до Москвы более 100 километров, а цены как в Купавне и выше (Купавна - 15 километров до МКАД).
Если вы хотите посетить Коломну - это легко сделать. Садитесь на Казанском вокзале на электричку до Голутвина (или на Рязанскую) и за 2 часа 20 минут вас довезут до города. Если ехать с Выхино - то вообще 2 часа. Ходят региональные экспрессы, у которых меньше остановок (Выхино останавливается) и повышенная комфортность, а разница в цене не столь большая. К примеру, от Выхино до Голутвина билет стоит 192 рубля, а экспресс - 250. От Выхино же ходят за те же 250 рублей и автобусы. Если пробок нет, то доезжаешь за час двадцать, но пробки обычно всегда присутствуют.